100 лучших фильмов XXI века: версия The New York Times
Более 500 влиятельных режиссёров, актёров и других известных деятелей Голливуда и всего мира проголосовали за лучшие фильмы, вышедшие после 1 января 2000 года.
Притча о богатых и бедных, острейшая пощечина разрушительной силе неолиберализма — «Паразиты» Пон Чжун Хо, это тревожная, извивающаяся, полная черного юмора история, в которой нищая семья постепенно проникает в дом состоятельных людей.
Корейский автор, мастер жанрового кино, не скованного условностями, виртуозно скользит от гротескной комедии к жгучей социальной сатире, а затем поджигает всё это вспышкой трагического насилия — потрясающей и в то же время неотвратимой.
2. "Малхолланд драйв" (2001)
Извращённая сказка Дэвида Линча прослеживает стремительное падение жизнерадостной молодой актрисы Бетти — в откровенно пронзительной, определяющей карьеру роли Наоми Уоттс. Едва прибыв в Лос-Анджелес, она оказывается втянутой в опасную, пугающе запутанную загадку.
Населённый двойниками, этот фильм — один из самых мрачных и тревожных в творчестве Линча, и, возможно, самый душераздирающий. Это также один из величайших фильмов о Голливуде — мире-зеркале, где мечты оборачиваются кошмарами. А потому — один из самых личных и откровенных фильмов режиссёра.
3. "Нефть" (2007)
Шедевр Пола Томаса Андерсона — притча о крови и нефти, о людях и их богах — начинается в конце XIX века. Американский старатель Дэниел Плейнвью (великолепный Дэниел Дэй-Льюис) в одиночестве крушит землю на дне глубокой шахты.
Он продолжает долбить и вырывать — землю, людей — чтобы стать нефтяным магнатом, не оставляющим после себя ничего, кроме опустошения.
Режиссура Андерсона завораживает: взмывающая камера отражает масштаб стремлений и самого героя, и его создателя.
Но не меньшую силу имеет и ощущение духовной и экологической катастрофы, пронизывающее эту трагедию, столь ярко воплощающую суть американской мечты и её расплату.
4. "Любовное настроение" (2001)
Вскоре после того, как журналист (Тони Люн) и секретарь (Мэгги Чун), оба состоящие в браке с другими людьми, переезжают в один и тот же переполненный дом в Гонконге 1962 года, они проходят мимо друг друга в завораживающем замедленном движении. Искры не вспыхивают — они тлеют.
И продолжают тлеть в восхитительно прекрасной, элегической истории любви Вонга Кар-Вая, где желание читается в каждом взгляде и невысказанном слове.
Здесь чувственный изгиб женской спины становится символом тоски, а завитки дыма от мужской сигареты — выражением боли от мимолётности жизни.
5. "Лунный свет" (2016)
Вес этой тонкой драмы не ощутим сразу — но когда наступает финал, он обрушивается с оглушительной силой.
Барри Дженкинс с удивительной деликатностью проводит нас сквозь жизнь одного мужчины, которого в разные периоды взросления играют Алекс Хибберт, Эштон Сандерс и Треванте Роудс.
«Лунный свет» — фильм обо всём, что формирует нашу личность: о любви и красоте, что встречаются на пути, о том, что мы готовы принять — и что отталкиваем. В конечном счёте, это история о чувстве чуждости, одиночестве — и о тихом, терпеливом возвращении к самому себе.
6. "Старикам здесь не место" (2007)
— А сколько ты когда-нибудь проигрывал в орлянке? — спрашивает с ледяным спокойствием наёмный убийца Антон Чигур (Хавьер Бардем) владельца заправки — человека, который и представить не мог, что сегодня будет играть в игру на жизнь и смерть.
Чигур — не просто человек, а нечто почти сверхъестественное, безжалостная сила, несущаяся сквозь этот неовестерн, криминальный триллер, который братья Коэн сняли по пропитанному кровью роману Кормака Маккарти — истории о насилии, роке и неизбежности.
Долгие сцены проходят без слов и без музыки — лишь люди, отчаянно старающиеся не умереть.
Но, как говорит один из героев: — Остановить то, что уже идёт, невозможно.
7. "Вечное сияние чистого разума" (2004)
Иногда на экране возникает нечто столь дерзко изобретательное и странно прекрасное, что невольно задаёшься вопросом — а не приснилось ли оно тебе? Фильм Мишеля Гондри по сценарию Чарли Кауфмана — это не просто романтическая история, а путешествие в самые потаённые уголки памяти и чувств.
Кейт Уинслет и Джим Керри воплощают на экране бывших возлюбленных, которые решаются на отчаянный шаг — стереть друг друга из собственной памяти.
Эта картина, одновременно и лёгкая, как сон, и пронзительная до боли, напоминает нам: даже самые мучительные воспоминания — неотъемлемая часть нас самих.
8. "Прочь" (2017)
Когда Крис (Даниэл Калуя), герой напряжённого фильма Джордана Пила, навещает родителей своей белой девушки, с первых минут становится ясно: здесь что-то неладно.
Мать — тревожно наблюдательна, отец — до нелепости угодлив. Но за этой странностью скрывается нечто гораздо более зловещее: Крис вскоре выясняет, что семья и их окружение — современные работорговцы, переселяющие сознание белых людей в тела чернокожих.
С мрачным остроумием, безупречным чувством ритма и поразительной режиссёрской точностью Пил, в своём блестящем дебюте, переосмысляет жанровые клише, превращая их в напряжённый триллер об ужасах белого превосходства и беспощадную сатиру на иллюзию «пострасовой» Америки.
9. "Унесенные призраками" (2002)
Сказка о взрослении, нарисованная от руки Хаяо Миядзаки, — это современная «Алиса в Стране чудес».
Из заброшенной волшебной бани один за другим появляются незабываемые персонажи: старый кочегар с сажевыми духами, загадочный Безликий, мальчик-дракон Хаку и, посреди всего этого волшебного хаоса, храбрая Тихиро, чьи беспечные родители были превращены ведьмой в свиней.
Объединив в одном фильме все свои главные темы — разрушение природы человеком, утрату невинности, пугающих, но не всегда злобных существ, — Миядзаки создал «Унесённых призраками» — чарующее путешествие, которому почти нет равных ни в анимации, ни за её пределами.
10. "Социальная сеть" (2010)
Это не столько биография, сколько беспощадное вскрытие — завораживающе нелестная и порой жестоко остроумная история становления Марка Цукерберга (Джесси Айзенберг) и создания Facebook.
Фильм Дэвида Финчера начинается с разрыва между мужчиной и женщиной, а заканчивается тем, что этот мужчина — самый одинокий миллиардер в мире — бесконечно нажимает кнопку обновления на своей странице.
Когда «Социальная сеть» только вышла, она воспринималась как почти жестокая интерпретация классической американской истории успеха. Сегодня, в эпоху, когда социальные сети кардинально изменили мир, фильм кажется почти наивным — и недостаточно жестоким.
Весь рейтинг от 100 до 1 места:
100. «SuperПерцы», Грег Моттола
99. «Воспоминания об убийстве», Пон Джун-хо
98. «Человек гризли», Вернер Херцог
97. «Гравитация», Альфонсо Куарон
96. «Черная пантера», Райан Куглер
95. «Худший человек на свете», Йоаким Триер
94. «Особое мнение», Стивен Спилберг
93. «Майкл Клейтон», Тони Гилрой
92. «Гладиатор», Ридли Скотт
91. «Аквариум», Андреа Арнольд
90. «Милая Фрэнсис», Ноа Баумбак
89. «Интерстеллар», Кристофер Нолан
88. «Собиратели и собирательница», Аньес Варда
87. «Властелин колец: Братство кольца», Питер Джексон
86. «Прошлые жизни» , Селин Сон
85. «Телеведущий: Легенда о Роне Бургунди», Адам Маккей