Авиаколлапс в Москве и Петербурге: из-за атаки дронов сбито расписание сотен рейсов
Утром 5 июля Росавиация объявила о введении временных ограничений на вылеты из московского аэропорта Шереметьево.
Официально причиной стали как «ограничения в ряде секторов московской воздушной зоны», так и усиление ветра.
Однако ограничения были введены на фоне сообщений об атаках украинских дронов: по данным Минобороны РФ, в течение дня с 13:50 до 19:00 мск в России было уничтожено 48 украинских беспилотников, из них пять — над Московским регионом.
Дроны были сбиты также над Брянской, Орловской и другими областями.
Ограничения затронули не только Москву. Уже в ночь на 5 июля аналогичные меры были введены в петербургском Пулково, а также в Тамбове, Нижнем Новгороде, Саратове, Ульяновске и ряде других городов.
Причиной назывались как меры безопасности, так и необходимость оперативного реагирования на угрозы со стороны беспилотников.
Масштаб задержек и отмен
Ситуация стала по-настоящему критической во второй половине дня. По данным Росавиации на 21:00 мск, только в Шереметьево было отменено 174 рейса (из них 80% — рейсы группы «Аэрофлот»), а ещё 47 рейсов были задержаны более чем на два часа.
На протяжении дня в этом аэропорту в какой-то момент задерживались как международные, так и внутренние вылеты.
В Пулково отменили свыше 30 рейсов и перенесли около 100. Из-за массовых перебоев более 10 самолётов были вынужденно отправлены на запасные аэродромы, а часть рейсов в Москву объединили и начали выполнять на широкофюзеляжных лайнерах.
Похожая ситуация сложилась и в других городах: в Калининграде было отменено восемь и задержано около 30 рейсов, в Нижнем Новгороде отменили пять рейсов, задержали десять, а не менее семи самолётов не могли вылететь из Екатеринбурга, Казани, Самары и Саратова.
К 16:47 мск, по оценкам Telegram-канала Mash, «в стопе» по всей стране стояли примерно 200 самолётов, и число задержек продолжало расти.
Реакция авиакомпаний и аэропортов
Авиакомпании «Аэрофлот» и «Россия» официально подтвердили вынужденную корректировку расписания 5 июля, в том числе отмену и объединение рейсов.
Пассажирам объясняли, что пересадка производится только на ближайший возможный рейс, а пересадить на более ранний — невозможно из-за отсутствия мест.
После снятия ограничений резко возросла нагрузка на наземные службы: одномоментно прибывали десятки отложенных ранее самолётов.
В Пулково17 из 20 рейсов, перенаправленных на запасные аэродромы, смогли вернуться в Петербург, а пассажиров отменённых рейсов распределили по другим рейсам. Для компенсации массовых отмен были объединены некоторые рейсы в Москву и увеличена вместимость лайнеров.
Положение пассажиров и проблемы сервиса
Пассажиры в Шереметьево и Пулково столкнулись с серьёзными трудностями. Многие жаловались, что не могут получить своевременную информацию о своих рейсах, авиакомпании не предоставляли проживание и питание, а также не предлагали альтернативных вариантов вылета.
Из-за массовых задержек билеты на поезда между Москвой и Петербургом были раскуплены за часы, оставались только самые дорогие или неудобные по времени варианты. Некоторые пассажиры вынужденно брали такси между двумя столицами, так как это оказывалось дешевле и быстрее, чем любые доступные билеты на поезд.
В соцсетях и СМИ появлялись истории, когда людей держали в салоне самолёта по полтора часа, а затем возвращали обратно в аэропорт, вылет откладывался на многие часы.
Один из рейсов Шереметьево — Пулково после пятичасовой задержки был вынужден вернуться в Москву (уже в другой аэропорт), а его пассажиры добрались до Петербурга лишь к вечеру. Многие провели в аэропортах по 8–9 часов.