Чтобы «китайцы не обиделись»: Минпромторг переложил рост утильсбора на россиян
Министр промышленности и торговли России Антон Алиханов объяснил резкое повышение ставок утилизационного сбора на автомобили необходимостью сохранить присутствие китайских автозаводов в стране.
По его словам, без этих мер производители из КНР могут покинуть российский рынок, что приведёт к утрате технологий и сокращению рабочих мест.
Заявление глава Минпромторга сделал на заседании фракции КПРФ в Госдуме, отвечая на вопросы депутатов.
Алиханов отметил, что более 73% автомобилей, проданных в 2025 году, были ввезены физическими лицами через схемы «серого» импорта.
По его словам, именно из-за этой ситуации необходимо повысить сборы.
Депутат Алексей Корниенко заявил, что новая мера ударит по простым гражданам и приведёт к росту цен: «Многие семьи просто не смогут позволить себе автомобиль по нормальной цене».
В ответ министр подчеркнул, что повышение затронет машины мощностью свыше 160 лошадиных сил, заявив, что «более 80% автомобилей в России не попадают под повышение».
Однако эксперты отмечают, что в расчёт включаются и гибридные установки, из-за чего под рост утильсбора попадают даже массовые модели, такие как Toyota RAV4 или Subaru Forester.
Алиханов также признал, что Минпромторг недополучил 124 млрд рублей от утильсбора, которые планировалось направить на развитие авиа- и станкостроения.
Теперь ведомство намерено компенсировать эти средства за счёт увеличения платежей.
«Покупатели BMW или Volkswagen могут позволить себе дополнительный сбор», — сказал министр, отметив, что часто получает обращения от таких автовладельцев.
На федеральном портале проектов правовых актов опубликованы поправки, предусматривающие рост утильсбора на автомобили мощностью более 160 л.с. на 800 тысяч рублей и выше.
Однако у россиян мера вызвала недовольство: за проект высказались 657 человек, против — более 120 тысяч.