Двенадцать месяцев потерь: 36 влиятельных людей, умерших в 2025
В 2025 году умерло много людей, которые заметно повлияли на политику, религию, культуру и науку. Среди них — папа Франциск, Джорджо Армани, Оззи Осборн, Роберт Редфорд, Дик Чейни, Брайан Уилсон и другие.
36 самых известных имён, о которых чаще всего писали в некрологах этого года.
В январе умерли Жан-Мари Ле Пен, Дэвид Линч и Марианна Фэйтфул.
Ле Пен, основатель французского Национального фронта, десятилетиями оставался символом жёсткой антииммигрантской и антимультикультуралистской политики.
Линч прославился своими мрачными, сюрреалистическими фильмами «Синий бархат», «Малхолланд Драйв» и сериалом «Твин Пикс».
Марианна Фэйтфул была иконой британской поп-сцены, музой Rolling Stones.
В феврале ушли Джин Хэкмен, Ага Хан и Роберта Флэк.
Хэкмен, обладатель «Оскара», одинаково убедительно играл и героев, и злодеев и считался одним из самых надёжных актёров Голливуда.
Ага Хан с двадцати лет возглавлял исмаилитскую общину и направлял миллиарды пожертвований на жильё, школы и больницы в бедных странах.
Роберта Флэк — певица и пианистка, чья мягкая манера исполнения сделала Killing Me Softly одним из главных хитов 1970-х.
В марте мир простился с Джорджем Форманом, Олегом Гордеевским и Энджи Стоун.
Форман запомнился не только поражением от Мухаммеда Али в «бою в джунглях», но и редким камбэком: он во взрослом возрасте вернул себе титул чемпиона мира и построил успешный бизнес.
Гордеевский, офицер КГБ, много лет тайно сотрудничал с Великобританией и, по оценкам, заметно повлиял на ход холодной войны.
Энджи Стоун начинала в женском хип-хоп-трио The Sequence, а позже стала узнаваемой R&B-певицей с хитом Wish I Didn’t Miss You.
В апреле умерли папа Франциск, Марио Варгас Льоса и Вэл Килмер.
Папа Франциск, первый понтифик из Латинской Америки, стал известен простотой, вниманием к бедным и резкой критикой злоупотреблений капитализма и экологической политики, из-за чего часто конфликтовал с консервативной частью церкви.
Варгас Льоса — один из главных авторов Латинской Америки и нобелевский лауреат, чьи романы соединяли политику и личную историю.
Вэл Килмер сыграл Айсмена в «Лучшем стрелке», Бэтмена в «Бэтмене навсегда» и Джима Моррисона в «Дорз» и стал одной из главных звёзд 80-х и 90-х.
В мае ушли Давид Сутер, Хосе Мухика и Нгуги ва Тхионго.
Сутер, судья Верховного суда США, пришёл как консерватор, но со временем стал одним из тех, к кому симпатизировали либеральные юристы.
Мухика, бывший партизан и бывший президент Уругвая, прославился максимально простым образом жизни, принципиальностью и попытками сделать политику менее оторванной от обычных людей.
Кенийский писатель Нгуги ва Тхионго десятилетиями описывал путь страны — от британской колонии до собственной авторитарной системы, оставаясь одним из самых уважаемых авторов Африки.
В июне умерли Брайан Уилсон, Слай Стоун и Фредерик Форсайт.
Уилсон был музыкальным мозгом The Beach Boys: именно он придумал сложные гармонии и аранжировки для Good Vibrations, California Girls и других песен, которые стали символом «вечного лета».
Слай Стоун вместе с группой Sly and the Family Stone смешал соул, рок и психоделику и сильно повлиял на звучание популярной музыки 60–70-х.
Форсайт написал «День Шакала» и другие политические триллеры, на которых до сих пор учатся сценаристы и авторы жанра.
В июле мир потерял Оззи Осборна, Халка Хогана и Майкла Мэдсена.
Осборн, вокалист Black Sabbath, стал одним из основателей хэви-метала, а позже неожиданно превратился в «домашнюю» телезвезду благодаря реалити-шоу о своей семье.
Халк Хоган сделал рестлинг массовым шоу, стал лицом индустрии и затем активно участвовал в консервативной политике и медиа.
Майкл Мэдсен прославился ролями хладнокровных, опасных персонажей, прежде всего в фильмах Квентина Тарантино — от «Бешеных псов» до «Убить Билла 2».
В августе ушли Джеймс Ловелл, Ион Илиеску и Терренс Стэмп.
Ловелл как командир «Аполлона-13» стал символом спокойствия и профессионализма: благодаря действиям экипажа и инженеров аварийная миссия завершилась спасением космического корабля.
Илиеску был первым избранным после падения коммунизма президентом Румынии и позже сам оказался в центре споров о роли в кровавых событиях 1989 года.
Терренс Стэмп часто играл сложных, даже демонических персонажей, в том числе генерала Зода в ранних фильмах о Супермене.
В сентябре умерли Джорджо Армани, Роберт Редфорд и Клаудия Кардинале.
Армани построил модный дом, который сделал сдержанные костюмы и мягкие силуэты эталоном «спокойной роскоши» во всём мире.
Редфорд был и актёром, и режиссёром, и одним из символов независимого кино: именно с его именем многие связывают расцвет фестиваля Sundance.
Кардинале играла у Феллини, Висконти и других классиков европейского кино и стала одним из лиц итальянского кино 60-х.
В октябре ушли Джейн Гудолл, Дайан Китон и Эйс Фрели.
Гудолл десятилетиями наблюдала за шимпанзе, изменила представления о поведении приматов и позже посвятила себя экологической работе.
Дайан Китон сочетала нервную уязвимость и иронию — от «Энни Холл» до «Крёстного отца» и «Когда Гарри встретил Салли»; её стиль и манера игры сильно повлияли на современное кино.
Эйс Фрели, первый гитарист Kiss, отвечал за фирменный «космический» образ группы и эффектные сценические трюки.
В ноябре умерли Дик Чейни, Джеймс Уотсон и Том Стоппард.
Чейни, бывший вице-президент США, считался главным двигателем решения о вторжении в Ирак и долго оставался одной из самых влиятельных фигур в консервативной политике.
Уотсон, один из открывших структуру ДНК, стал символом научной революции, связанной с генетикой, и одновременно примером того, как научная слава не спасает от тяжёлых этических споров вокруг высказываний.
Стоппард был одним из самых важных британских драматургов конца XX века и получил «Оскар» за сценарий к фильму «Влюблённый Шекспир».
В декабре мир простился с Фрэнком Гери, Робом Райнером и Софи Кинселлой.
Гери спроектировал ряд зданий, которые сразу узнаются по сломанным линиям и нестандартным формам и часто превращаются в туристические символы городов.
Роб Райнер начал как актёр-комик, а затем снял целую серию фильмов, которые стали культурными маркерами — от «Принцессы-невесты» и «Когда Гарри встретил Салли…» до «Это — Spinal Tap».
Софи Кинселла прославилась циклом «Шопоголик» и сделала лёгкие романтические истории о современной городской жизни отдельным коммерчески успешным жанром.