30 нояб. 2025

«Фактический запрет»: эксперты о будущем праворульных машин в России

«Фактический запрет»: эксперты о будущем праворульных машин в России

В последние месяцы вокруг праворульных автомобилей в России возникла неопределённость.

Поводом стало решение Росаккредитации, лишившей в феврале 2025 года несколько владивостокских лабораторий права выдавать свидетельства безопасности конструкции и электронные паспорта транспортных средств.

Проверка показала, что лаборатории не оценивали машины по требованиям приложения № 8, касающимся регулировки фар ближнего света.

По данным СМИ, арбитражный суд Приморского края признал действия ведомства правомерными и распространил действие требований на автомобили, которые ввозятся в Россию.

Для праворульных машин выполнить их технически невозможно: у таких авто левая фара светит ярче правой, а конструктивные изменения до выпуска машины в обращение запрещены.

По словам вице-президента Национального автомобильного союза Антона Шапарина, новая ситуация «фактически означает запрет на ввоз праворульных автомобилей».

Он напомнил, что лаборатории никогда не аккредитовывались для работы с приложением № 8 и «не закупали необходимое оборудование».

Наиболее уязвимым регионом эксперт считает Дальний Восток.

По данным «Автостата», на начало 2025 года в России было зарегистрировано 3,87 млн праворульных легковых машин, и 84% из них — в дальневосточных и сибирских регионах.

Шапарин предупреждает о возможном дефиците техники.

Кроме того, по решению суда лаборатории должны измерять выбросы гибридных автомобилей с помощью газоанализатора на холостом ходу.

«У гибридов… мотор вообще не включается», — отметил Шапарин, добавив, что загнать такие машины в нужный режим практически невозможно. Это ставит под удар большинство гибридных моделей.

История получила политическое продолжение.

Глава экономического комитета Совфеда Андрей Кутепов предложил поэтапно заменить праворульные автомобили на «более безопасные», сопровождая процесс господдержкой.

МВД инициативу не поддержало: по словам официального представителя ведомства Ирины Волк, по итогам 2024 года в авариях с участием праворульных машин погибло около 12% от общего числа.

Вице-президент Национального союза автомобилистов Ян Хайцеэр считает возможный запрет крайне болезненным для жителей Дальнего Востока и Сибири: альтернатив у них практически нет, а меры приведут к социальному недовольству.

Он также назвал статистику аварийности нерелевантной, поскольку в этих регионах большинство автомобилей — именно праворульные.

`
`