22 нояб. 2025

«Кричащая помада и искажённые цвета»: скандал вокруг голограмм королевы Елизаветы II

«Кричащая помада и искажённые цвета»: скандал вокруг голограмм королевы Елизаветы II

Два голографических портрета Елизаветы II стали предметом судебного спора: один из их создателей, Роберт Мандэй, утверждает, что художник Крис Левин занизил его вклад и позже выпустил, по его словам, искажённые и «вычурные» версии работ.

Портреты Equanimity и Lightness of Being создали после съёмок в Букингемском дворце около двадцати лет назад. Equanimity называют первым голографическим изображением королевы, а Lightness of Being — вариацией, где она изображена с закрытыми глазами.

Отпечатки обеих работ есть в Национальной портретной галерее и Королевской коллекции.

В иске, поданном в Высокий суд, Мандэй обвиняет Левина в нарушении контракта и моральных прав, утверждая, что Левин не указывал его как равноправного автора и распространял «неприемлемо изменённые» версии «достойных» оригиналов с «кричащими» цветами — включая вариант с яркой розовой помадой.

Ранее Левин урегулировал другой спор с Jersey Heritage Trust, который обвинял его в том, что он не передал организации 20% от почти £4 млн продаж Equanimity после 2017 года.

Условия мирового соглашения конфиденциальны.

В новом иске перечислены случаи, когда Левин представлял портреты как собственные — на выставках, аукционах, в соцсетях и на своём сайте. Левин отвергает претензии полностью.

Он заявил:

«Господин Мандэй был нанят мной как технический субподрядчик, член моей команды, чтобы собрать камеру и помочь в производстве. Он не был художественным партнёром или соавтором ни в какой форме».

Он также сказал:

«Это продолжение попыток переписать историю, и мотивы очевидны. Любые посягательства на мои права будут жёстко оспорены. Это моё искусство. Факты не меняются через 20 лет только потому, что работа стала культовой».

Представитель художника добавил, что Левин не согласен с трактовкой контракта 2005 года, на которую ссылается Мандэй.

В материалах суда описывается, что Equanimity создавали с помощью голографии — технологии, основанной на световых интерференционных узорах, позволяющих получить трёхмерный образ.

Во время двух съёмок в Жёлтой гостиной Букингемского дворца в 2003–2004 годах сделали около 10 000 снимков.

Мандэй утверждает, что разработал крупноформатный «радужный» голографический стереограмму, а Левин позже развивал проект.

Он также считает, что Lightness of Being основан на фотографии, сделанной помощником, работавшим с его светом, и настаивает, что остаётся соавтором, поскольку внёс «элементы интеллектуального творчества».

Мандэй говорит, что сожалеет о передаче авторских прав на Equanimity в Jersey Heritage Trust — он сделал это, считая, что Левин поступил или собирался поступить так же.

Левин же утверждает: «Я единственный обладатель всех авторских прав на этот комплекс работ», а Jersey Heritage, по его словам, «публично подтвердил, что я был единственным приглашённым художником».

`
`