В Госдуме заявили о необходимости масштабной реформы тарифов ЖКХ
Тарифы на услуги ЖКХ сегодня представляют собой «виртуальную величину», заявил на пленарном заседании глава думского комитета по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов.
По его словам, система требует масштабной реформы — как тарифной политики, так и самой коммунальной отрасли.
В июне Госдума запросила у ФАС данные о причинах резкого роста тарифов, вызвавшего общественный резонанс.
В результате к трем плановым проверкам добавились 15 внеплановых проверок региональных энергетических комиссий и 36 проверок в сфере твёрдых коммунальных отходов.
Параллельно работала и Генпрокуратура.
Новые платежки россияне получили в августе. В среднем рост составил 11,9%, однако в регионах показатели различались: от 8,6% в Амурской области до 21% в Пермском крае.
По словам Пахомова, непрозрачность прогнозов Минэкономразвития вызывает вопросы. Так, рост тарифов на газ для ресурсоснабжающих организаций составил 21,3%, на электроэнергию — 11,6%, что автоматически привело к увеличению стоимости тепла на 7,9% и воды на 2,5%.
Депутат отметил, что при этом тарифы для населения и бизнеса различаются: «На газ для жителей установлен тариф вдвое ниже, чем для бизнеса, а на электроэнергию — наоборот, выше.
Налицо изначально заложенный дисбаланс системы».
Существенное повышение тарифов зафиксировано в ряде регионов:
- на холодную воду — в Белгороде, Ингушетии, Северной Осетии, Хакасии (рост до 40%);
- на горячую воду — в Вологодской и Магаданской областях, Удмуртии, на Чукотке (рост до 80%);
- на водоотведение — в Магаданской области, Ингушетии, Калмыкии.
ФАС по итогам проверок выявила необоснованные расходы на сумму 35 млрд рублей, из них 25 млрд уже исключено из тарифов. Генпрокуратура, в свою очередь, потребовала скорректировать порядка 6 млрд рублей, поскольку в тарифы закладывались расходы на «машины, корпоративы, командировки».
В ряде регионов — Ленинградской и Новосибирской областях, в Хакасии, Республике Алтай и Алтайском крае — это привело к снижению тарифов на 5–20%.
По словам Пахомова, тарифная политика стала отражением кризиса всей сферы: «Сегодня тариф работает не как стимул к эффективности, а как инструмент покрытия убытков от неэффективных решений».
Он подчеркнул, что отрасль находится в ведении сразу нескольких ведомств — Минэкономразвития, Минстроя, Минэнерго и ФАС, а полномочия распределены между регионами, из-за чего «за результат, в итоге, никто официально не отвечает».
Депутаты предложили провести глобальный анализ тарифообразования в регионах с участием ФАС, Генпрокуратуры и Счётной палаты, а также усилить контроль за инвестициями ресурсоснабжающих организаций.
«Необходима не серия точечных решений, а полномасштабная реформа всей системы ЖКХ и тарифного регулирования, — заключил Пахомов.
Нам нужны долгосрочные тарифные решения, которые будут инструментом развития системы и работать в интересах граждан, а не сохранять устаревшую, затратную модель».