Выгодней, но рискованней: с 5 июля мелкие ДТП можно оформить с новым лимитом и без инспектора
С 5 июля 2025 в России вступают в силу изменения в процедуре оформления мелких дорожно-транспортных происшествий (ДТП) без участия инспектора ГИБДД.
Теперь, если между участниками аварии возникли разногласия по обстоятельствам происшествия, пострадавший сможет получить компенсацию от страховщика в размере до 200 тысяч рублей — это вдвое больше прежнего лимита.
Эксперты и представители страхового сообщества считают, что нововведение может сделать оформление по европротоколу более привлекательным для водителей, однако предупреждают о возможных рисках.
В чём суть изменений
Поправки к закону об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО) были инициированы ещё в июне 2023 года депутатами фракции «Новые люди». На их доработку и принятие ушло почти два года.
Основная цель — повысить удобство и безопасность водителей при оформлении незначительных аварий, минимизировать необходимость вызова инспектора на место происшествия и ускорить процесс получения страховых выплат.
Ранее, если у водителей не было разногласий по поводу обстоятельств ДТП, и место аварии было зафиксировано с помощью мобильных приложений «Помощник ОСАГО» или «Госуслуги Авто», страховщик мог выплатить пострадавшему до 400 тысяч рублей — это максимально возможная сумма в рамках системы ОСАГО.
Однако если между участниками возникали разногласия, лимит выплат составлял всего 100 тысяч рублей. В этом случае необходимо было самостоятельно заполнить извещение о ДТП, подробно зафиксировать суть разногласий и сделать фотографии места аварии с помощью специального приложения.
С 5 июля лимит по европротоколу для случаев с разногласиями увеличивается до 200 тысяч рублей. Российский союз автостраховщиков (РСА) подчёркивает: если между участниками нет разногласий, но фотографии по каким-либо причинам не были сделаны, максимальная выплата всё равно останется на уровне 100 тысяч рублей.
Если же разногласия присутствуют и место происшествия не зафиксировано на фото, европротокол использовать нельзя — в этом случае страховая компания вправе отказать в выплате.
Причины изменений
В пояснительной записке к законопроекту депутаты отметили, что лимит выплат в случаях с разногласиями не пересматривался с 2018 года.
До этого сумма увеличивалась постепенно: с 25 до 50 тысяч рублей в 2014, затем до 100 тысяч рублей в 2018. В то же время стоимость полиса ОСАГО за последние годы существенно выросла, в том числе из-за расширения тарифного коридора осенью 2022 года и последней корректировки в начале 2025 (рост тарифов для мотоциклистов на 20%).
По данным Росстата, инфляция с 2018 по 2023 год составила 34%. Авторы поправок уверены: повышение лимита выплат увеличит популярность упрощённого оформления аварий, что снизит нагрузку на дорожные службы и сократит время оформления ДТП для водителей.
Как работает европротокол и насколько он популярен
Согласно данным ГИБДД, в 2024 с помощью европротокола было оформлено 832 тысячи мелких ДТП — на 2% больше, чем в 2023 году. Это составляет почти треть (32,8%) всех аварий с материальным ущербом без пострадавших, включая те случаи, где был вызван инспектор.
Официальной статистики по количеству ДТП, оформленных по европротоколу именно при наличии разногласий между участниками, нет.
Президент РСА Евгений Уфимцев отмечает, что европротокол становится незаменимым инструментом для современных водителей, экономя их время и снижая нагрузку на движение, поскольку нет необходимости ждать прибытия сотрудников ГИБДД.
Аналогичную позицию занимает и Банк России: повышение лимита до 200 тысяч рублей, по их мнению, простимулирует более активное использование упрощённого порядка оформления.
Власти Москвы также призывают водителей активнее пользоваться европротоколом. Центр организации дорожного движения (ЦОДД) напоминает: чем дольше автомобили-участники ДТП остаются на проезжей части, тем выше риск вторичных аварий — каждую минуту вероятность столкновения увеличивается на 2,8%.
В январе—мае 2025 года только на МКАД камеры зафиксировали более 600 тысяч различных инцидентов, и 38% из них — это остановки на проезжей части, в том числе из-за ДТП.
Проблемы информирования и мнение экспертов
Однако вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин скептически оценивает влияние новых правил на популярность европротокола. По его словам, большинство водителей до сих пор не знают о возможности получить более крупную выплату в случае разногласий, считая, что им положено не более 100 тысяч рублей.
Шапарин подчеркивает важность разъяснительной работы — информировать автолюбителей о деталях нововведения потребуется не один год.
Косвенно это подтверждается реакцией автомобилистов в соцсетях: многие были удивлены, узнав, что при разногласиях можно оформить аварию без вызова инспектора.
Риски мошенничества
В ходе обсуждения поправок правительство и депутаты указывали на возможные риски роста страхового мошенничества. Более высокий лимит выплат может стимулировать недобросовестных водителей к инсценировке аварий ради получения компенсаций.
Вице-премьер Дмитрий Григоренко призывал дать страховщикам больший доступ к информации и документам, связанным со страховыми случаями, однако до сих пор неизвестно, какие именно меры были предприняты.
Юрист Сергей Радько также предупреждает о риске появления новых схем мошенничества с фиктивными разногласиями.