В российских школах с 1 сентября начнут ставить оценки за поведение
С 1 сентября в ряде российских регионов стартует эксперимент по введению оценок за поведение школьников. Об этом заявил министр просвещения Сергей Кравцов.
Проект охватит 84 школы в Новгородской, Тульской, Ярославской и Ленинградской областях, а также в ЛНР, Чечне и Мордовии.
Учащиеся 9–11 классов в эксперименте участвовать не будут, чтобы избежать дополнительной нагрузки в период подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.
В рамках инициативы будет оцениваться дисциплинированность, соблюдение норм общения с окружающими, правомерное поведение и социальная активность.
Школы смогут выбрать одну из трёх шкал: «зачёт/незачёт», «образцовое/удовлетворительное/неудовлетворительное» или классическую пятибалльную систему.
Оценку будет выставлять классный руководитель, учитывая мнение коллег и администрации.
По словам Минпросвещения, критерии формирования оценки разрабатывались с учётом мнений педагогов и родителей, однако конкретные принципы ведомство не раскрыло.
В перспективе министерство намерено распространить систему на все школы страны и вносить соответствующие данные в аттестаты.
Учителя и эксперты подчёркивают необходимость чётких и понятных критериев, по которым будет выставляться оценка.
«Педагог должен ясно понимать, за что может быть снижена или повышена отметка, — говорит преподаватель литературы из Великолукской школы № 1 Татьяна Рассолова.
Эти правила должны быть понятны и детям, и их родителям, чтобы можно было объяснить, в чём именно заключается нарушение».
Рассолова также уверена, что система не станет дополнительной нагрузкой для педагогов, так как поведение учеников и так регулярно обсуждается в учительских коллективах.
В московском отделении профсоюза работников образования добавили, что готовы защищать права учителей, если рабочая нагрузка возрастёт, но пока нормативных документов по эксперименту не видели.
Психиатр Владимир Соколов подчёркивает, что поведение нужно оценивать с точки зрения социальной приемлемости.
Он напоминает, что поведенческие особенности школьников бывают разными, и универсального подхода быть не может: «Иногда достаточно беседы с родителями, в других случаях необходима консультация специалиста. Но ни одна оценка не подействует на тех, чьё поведение связано с нарушениями здоровья».