Оптовые цены на бензин с начала августа обновляют исторические рекорды.
Несмотря на запрет экспорта топлива, введённый правительством для крупных производителей, рынок продолжает расти, а сезонный спрос и аварии на НПЗ лишь усугубляют ситуацию, пишет в аналитической статье "Коммерсант".
Рынок не охлаждается
На Санкт-Петербургской бирже рост цен начался ещё летом и ускорился в конце июля.
В августе котировки АИ-92 и АИ-95 несколько дней подряд обновляли максимумы, установленные осенью 2023.
21 августа АИ-92 достиг отметки 72,7 тысячи рублей за тонну, подорожав на 0,21% за день.
Цена АИ-95 составила 81 300 за тонну, снизившись на 1,11%.
Чтобы стабилизировать ситуацию, 28 июля правительство продлило запрет на экспорт бензина до конца августа, распространив его и на производителей.
Однако эффект оказался слабым: за неделю 28 июля — 1 августа АИ-92 подешевел лишь на 1,1%, АИ-95 — на 0,4%, после чего цены вновь пошли вверх на фоне аварий.
В середине августа было решено продлить ограничения: для производителей — на сентябрь, для остальных участников рынка — на октябрь.
Эксперты отмечают, что в отличие от 2023 года, когда эмбарго вызвало резкий спад цен, в этот раз рынок оказался адаптирован к ограничениям.
Заводские сбои и дефицит резервов
Главной причиной роста цен стали внеплановые остановки НПЗ, под которые нельзя создать заранее резерв.
По оценкам отраслевых источников, производство бензина упало почти на 10%. Если в январе выпуск составлял 123,6 тыс. тонн в сутки, то в августе снизился до 102,2 тыс. тонн.
Весенние резервы оказались минимальными: многие независимые трейдеры не формировали запасы, ожидая снижения потребления и опасаясь высоких кредитных ставок.
Дополнительное давление на рынок оказали рост экспорта в Юго-Восточную Азию до введения эмбарго, а также сезонный спрос внутри страны.
Хрупкий баланс
Выпуск бензина в январе–июне вырос на 3,6% год к году и составил 22,2 млн тонн, спрос — на 1,4%, до 19,2 млн тонн.
При этом переработка нефти в 2024 году снизилась на 3,1%, до 266,5 млн тонн, и в 2025 сохранится на том же уровне.
Плановые ремонты НПЗ и санкции, ограничивающие доступ к оборудованию, тормозят рост производства.
Минэнерго рассчитывает, что программа модернизации отрасли позволит увеличить глубину переработки до 90% к 2030 году и повысить выход светлых нефтепродуктов до 72%. Эффект от ввода новых мощностей ожидается уже в 2026 году.
Независимые АЗС в убытке
Независимые сети АЗС фиксируют отрицательную маржу.
По данным «Петромаркета», 15 августа убытки составили 1,5 рубля на литре АИ-92 и 2,5 руб. на литре АИ-95.
В июле маржа ещё была положительной.
«Торговая наценка равна нулю, не говоря уже про расходы на логистику, хранение, маркетинг», — отметил основатель «Калина Ойл» Валерий Борисов.
По его словам, осложняют ситуацию дефицит объёмов на бирже и перебои в железнодорожных перевозках.
В ряде регионов уже фиксируются перебои.
В Крыму и на юге России отмечается дефицит АИ-95, связанный как с сокращением производства, так и с логистикой.
Борьба за демпфер
Резкий рост цен ставит под угрозу выплаты нефтяным компаниям по демпферу ( это регулирующая мера со стороны государства, которая позволяет контролировать стоимость конкретной продукции на внутреннем рынке).
Чтобы сохранить компенсации, власти обсуждают увеличение порогов отклонения биржевых цен: для бензина с 10% до 15%, для дизеля — с 20% до 25%.
Госдума рассмотрит поправки в сентябре.
Эксперты указывают, что корректировка демпфера задним числом уже применялась в 2021 и 2023 годах.
При этом сохраняется риск выпадения доходов бюджета, поскольку выплаты нефтяникам остаются даже при действующем запрете экспорта.
Новые меры стабилизации
ФАС предложила повысить минимальный объём продаж бензина на бирже с 15% до 17%.
Кроме того, обсуждается механизм фиксации стартовой цены топлива на уровне начала месяца, если рост котировок превышает 10%.
Однако часть экспертов считает, что вводить новые нормативы нужно только весной 2026 года, чтобы нефтекомпании успели подготовиться.