Сервисы для знакомств меняют логику выбора партнёра, сводя её к фильтрам и измеримым параметрам. Такое мнение высказал биолог МГУ Михаил Никитин.
По его словам, алгоритмы провоцируют людей выбирать по росту или доходу, что делает поиск слишком стандартизированным.
«Бывают совершенно удивительные культурные причуды. Многие американки ставят в Tinder фильтр, когда ищут мужчин, “рост от 6 футов — 182 см”, отсеивая таким образом больше половины американских мужчин сразу», — отметил он.
Никитин подчеркнул, что при этом остаются в стороне качества, которые сложно измерить: чувство юмора, гибкость в отношениях.
Учёный добавил, что в США офлайн-знакомства постепенно вытесняются: многие способы общения в реальной жизни считаются рискованными, могут восприниматься как домогательства.
При этом в Tinder, по его словам, «женщины выстраиваются в очередь к 2–5% мужчин, а остальные все в пролёте».
Исследование российского сервиса Mamba показывает: женщины чаще всего ищут мужчин старше 30 лет, выше 180 см, без вредных привычек и с высоким доходом.
Мужчины же обращают внимание на фотографии: анкеты девушек в купальниках или облегающих платьях получают в пять раз больше лайков, чем снимки в брюках или верхней одежде. Важны стройность и возраст 25–35 лет, тогда как рост и доход роли не играют.
В Mamba считают, что сервисы знакомств лишь задают рамки поиска, помогая быстрее находить совпадения, но «свобода выбора и личная химия остаются ключевыми».
Психолог онлайн-сервиса «Ясно» Екатерина Артеменко отмечает, что пользователи часто относятся к поиску в приложениях так же, как к покупкам в интернет-магазине: «Это отправляет нас из зоны психологического челленджа этого мира … в зону инфантильной мечты о возможности реализовать идеальный мэтч, который нас никогда не разочарует».