Таганка: театр, который стал домом
По-настоящему его имя в театре связывается с одним местом – Театром драмы и комедии на Таганке, где в начале 1960-х начинает работать Юрий Любимов. Театр быстро становится одним из центров культурной жизни Москвы: на сцене выходят яркие, остро современные спектакли, в которых классика читается через призму сегодняшнего дня.
Переход Высоцкого на Таганку – переломный момент. Здесь он попадает в труппу, где ценятся энергия, внутренний накал, умение работать на грани дозволенного.
Его роли – от Галилея до Гамлета – становятся центральными событиями театральной жизни. Он оказывается одним из ключевых актёров на сцене, где каждый спектакль – не только художественное высказывание, но и форма общественного диалога.
Актерская работа на Таганке тесно переплетается с песенным творчеством. Спектакли Любимова построены так, что включают в себя элементы баллады, куплета, прямого обращения к зрителю.
Песни Высоцкого звучат и со сцены, и в кулуарах, и на квартирниках – одна и та же интонация превращает их то в часть спектакля, то в самостоятельное высказывание.
Песни: «барды», магнитофоны и народная слава
К началу 1970-х Высоцкий уже написает сотни песен. Формально его можно назвать бардом, но по масштабу и устройству текстов он выходит далеко за рамки авторской песни. В его песнях – плотный литературный слой, многоголосие, внутренняя драматургия.
Он говорит от лица самых разных людей: уголовников и военных, спортсменов и чиновников, «маленьких людей» и героев, и у каждого – свой язык, свой взгляд, свой ритм.
Официальной эстрады для него почти нет: его почти не показывают по телевидению, не крутят на радио. Но есть магнитофоны.
Акустические «бобины» с записями концертов и домашних выступлений расходятся по стране в огромном количестве. Люди переписывают эти записи друг у друга, не спрашивая разрешения, не платя автору – самопроизвольная, неконтролируемая система тиражирования создаёт всенародную известность в обход официальной системы.
Параллельно растёт и напряжение с властью. Организаторам концертов иногда звонят «сверху» с требованием отменить выступление, где-то концерты проходят полулегально, «по знакомству», с закрытыми дверями и списками допущенных. Высоцкий оказывается в странном положении: он не диссидент в строгом смысле слова, но его «честный голос» и популярность в среде, далёкой от официоза, делают его фигурой подозрительной для системы.
Кино: от «Вертикали» до Жеглова
В кинематографе Высоцкий начинает с эпизодических ролей. Первое заметное появление – фильм «Вертикаль», где он играет альпиниста и одновременно исполняет несколько песен. Эта картина принесла ему популярность уже не только как актёру, но и как автору, чьи песни вдруг зазвучали с официального экрана.
Затем появляются роли в «Коротких встречах», «Интервенции», других картинах. Везде он приносит с собой особую энергетику – способность за несколько сцен запомниться зрителю, «пробить» экран.
Но настоящей вершиной его кинематографической биографии становится капитан Жеглов в телевизионном фильме «Место встречи изменить нельзя», снятом Станиславом Говорухиным в конце 1970-х.
Жеглов – жёсткий, харизматичный, местами жестокий следователь, который произносит фразу «Вор должен сидеть в тюрьме» – одну из самых цитируемых реплик советского кино.
Эта роль соединяет в себе сразу несколько линий: актёрский темперамент Высоцкого, его знание «низовой» городской среды, его умение играть и позитивного героя, и человека с темными сторонами. Уже после смерти, в 1987 году, за роль Жеглова Высоцкому будет присуждена Государственная премия СССР.
Личная жизнь и Марина Влади
Личная жизнь Высоцкого – часть его легенды, но за внешней эффектностью скрываются и вполне земные сложности.
Он был женат несколько раз. Один из браков – с актрисой Людмилой Абрамовой, от которой у него двое сыновей. Семейная жизнь с постоянными репетициями, гастролями, съёмками и ночными посиделками с друзьями была непростой, но при этом дети для него всегда оставались важной опорой.
В середине 1960-х в его судьбу входит французская актриса Марина Влади. Их знакомство перерастает в роман, а затем в брак, который отмечен и большой взаимной любовью, и постоянной разлукой. Марина живёт и работает во Франции, Володя – в Москве.
Их встречи зависят от гастролей, разрешений на выезд, настроения чиновников.
С одной стороны, через Влади перед Высоцким приоткрывается мир западного кино и музыки, появляются возможности записывать альбомы за границей, выступать на французской сцене. С другой – жизнь на две страны, невозможность просто жить рядом, ревность и чувство вины за свои срывы и зависимости делают этот союз источником постоянного напряжения.
Болезни, зависимость и работа на износ
Тяжёлый ритм работы – спектакли, концерты, съёмки, перелёты, ночные посиделки – не проходит даром.
Постепенно у Высоцкого формируется зависимость: сначала от алкоголя, затем от лекарственных препаратов и наркотиков.
В биографии появляется всё больше эпизодов со «скорой помощью», срывами, попытками лечиться.
При этом творческая активность почти не снижается. Он продолжает играть Гамлета, участвует в новых спектаклях, ездит по стране с концертами, иногда даёт несколько выступлений за один день.
Это жизнь «на пределе», когда организм постоянно берёт взаймы у будущего.
В конце 1970-х появляются и зарубежные записи: во Франции выходят альбомы его песен, в том числе «Натянутый канат».
Театр на Таганке гастролирует во Франции, Высоцкий выступает в парижских залах, у него складывается круг французских поклонников.
Но все эти успехи происходят на фоне нарастающего физического износа: ему становится тяжелее дышать, мучают боли, но он продолжает выступать, часто буквально «на таблетках».
Последние месяцы и смерть
Начало 1980 года – последняя, очень короткая глава его жизни. 22 января он впервые официально появляется на Центральном телевидении в сольной программе: для него, всенародно известного по магнитофонным записям, это запоздалое, но важное признание.
Весной и летом он продолжает играть Гамлета на Таганке, хотя силы уже на исходе. 16 июля – последнее публичное выступление с песнями, 18 июля – последняя игра «Гамлета».
25 июля 1980 года, во время московской Олимпиады, Высоцкий умирает в своей квартире. Ему сорок два года.
Сообщение о его смерти не становится официальной новостью всесоюзного масштаба, но мгновенно разлетевшиеся слухи приводят к тому, что к Театру на Таганке и на Ваганьковское кладбище стекаются толпы людей.
28 июля его хоронят; в этот день многие москвичи покидают олимпийские объекты и идут проститься с человеком, чьим голосом для них говорила целая эпоха.
Посмертная судьба и место в культуре
После смерти начинается другая жизнь Высоцкого – посмертная.
Спектакль «Владимир Высоцкий» на Таганке (1981), первый поэтический сборник «Нерв» (1981), установка памятника на могиле (1985), присуждение Государственной премии за роль Жеглова (1987) – все эти факты говорят о том, что фигура, долго существовавшая полулегально, постепенно входит в официальный канон.
Вокруг него формируется целый «текст жизни»: мемуары, исследования, воспоминания друзей и врагов, публикация рукописей, систематизация концертов и ролей. Становится понятно, что Высоцкий – не только популярный автор песен, но и один из центральных художников русской культуры второй половины XX века.